РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЛЮДЯХ(Страница: 20)

Размышление о человеке и людях читать Трансформация ценностей в деградирующих цивилизациях 20

«Горе тем народам, которые повинуются времени, вместо того, чтобы повелевать им»

Л. Бёрне

Когда-то давным-давно автор сих строк принес свою книгу о Сципионе Старшем в издательство со скромным названием «Арма­да». Любезный эксперт слегка полистал пару-тройку глав и, прони­цательно глядя с высокоинтеллектуального лица, осуждающим то­ном вопросил:

  1. Что это Сципион у вас какой-то положительный?

  2. Как? — спохватился автор, — разве я его где-то восхваляю? Раз­ве где-то он назван умным, благородным, великим?

  3. Пожалуй, нет. Этой пошлости, слава богу, я не заметил. Но все равно, уж больно он какой-то замечательный!

  4. Может быть, дело в том, что Сципион во всех ситуациях вы­глядел достойно и всегда выходил победителем?

  5. Вот-вот! — обрадовался пониманию литературный профессионал.

  6. Но ведь это правда, так было на самом деле!

После обиды, нанесенной издательству этими словами, «Сципи­он» был брошен в темницу самого дальнего ящика стола отбывать пожизненное заключение.

У каждого века свое специфическое восприятие, всякий раз лю­ди хотят видеть в других подобие самих себя — это избавляет от раздумий, поисков и трудов. Об одном императоре Корнелий Тацит

написал: «Он поверил людям, бывшим образцом верности, лишь тогда, когда счел их предателями».

Теперь мы наконец-то перейдем к изучению более понятных времен и людей.

Объясняя смену форм государственного правления, Полибий написал следующее. «Когда лицо, стоящее во главе сообщества… всегда в согласии с народным настроением оказывает деятельную поддержку честным людям и, по мнению подданных, каждому воз­дает по заслугам, тогда подданные покоряются не столько из бояз­ни насилия, сколько по велению рассудка. Цари не подвергались ни злословию, ни зависти, так как большой разницы между ними и остальным народом ни в одежде, ни в пище и питье не было, по образу жизни цари походили на прочих людей и всегда поддержи­вали общение с народом. Но когда они стали получать власть по наследству… когда заранее у них были готовы средства безопасно­сти, равно как и жизненные припасы в чрезмерном количестве, то­гда вследствие избытка они предавались страстям и решили, что правителям надлежит отличаться от подданных необыкновенным одеянием, что они должны иметь более изысканный стол и лучшую обстановку, что, наконец, половыми отношениями и любовным сожительством они могут пользоваться невозбранно, хотя бы и сверх меры. Одни из этих поступков породили в людях зависть и недовольство, другие воспламенили ненависть и неукротимую ярость, вследствие чего царство превратилось в тиранию, положено начало упадка власти, и начались козни против властелинов. Козни исходили не от худших граждан, но от благороднейших, гордых и отважных, ибо подобные люди были наименее способны перено­сить излишества правителей.

Когда народ нашел себе вождей и стал оказывать им сильную поддержку против властелинов, тогда была упразднена форма цар­ского управления и возникла аристократия. Правители во всех сво­их действиях выше всего ставили общее благо,все дела, как част­ные, так и общественные, направляли заботливо и предусмотри­тельно. И опять, когда такую власть по наследству от отцов полу­чили сыновья, не испытавшие несчастий, совершенно незнакомые с требованиями общественного равенства и свободы, с самого начала воспитанные под сенью власти и почестей родителей, тогда одни из таких правителей отдавались корыстолюбию и беззаконному стя­жанию, другие предавались пьянству третьи насиловали женщин и таким образом извратили аристократию в олигархию. Они же вско­ре возбудили в толпе настроение, подобное только что описанному;поэтому и для них переворот кончился столь же бедственно, как и для тиранов.

Интересное по теме

Leave a Comment