«Дорога жизни» в Афганистане

Великобритания и Россия удалены друг от друга на огромное расстояние. Долгое время Британская и Российская империи считались противниками. Казалось бы, что может сплотить эти две абсолютно непохожие страны?

Но в начале XXI века они объединили свои силы …в горах Афганистана. И на сей раз уже в качестве союзников. Великобритания и Россия совместно работали над уникальным проектом по созданию высокогорного гуманитарного коридора в северо-восточную афганскую провинцию Бадахшан.

К ноябрю 2001 года, когда часть страны еще находилась под контролем талибов, в этот небольшой горный район были вынуждены бежать более полутора миллионов человек. Гуманитарные организации столкнулись с практически неразрешимой проблемой: как доставить людям, отрезанным от всего мира, столь необходимое им продовольствие? Возможным вариантом решения проблемы стала единственная труднопроходимая горная дорога.

Этот маршрут традиционно считается очень опасным, особенно с началом снегопадов. Чтобы гуманитарная помощь достигла своей цели, автоколонны должны находиться в пути больше десяти дней, преодолевая расстояние в 850 километров, в том числе горные перевалы высотой более 4000 метров. Также этот маршрут печально известен бандитскими нападениями на автомобили. Но другого пути добраться до беженцев не было.

Российское МЧС, Министерство по делам международного развития Великобритании (DFID) при поддержке Всемирной продовольственной программы ООН решили провести совместную операцию и открыть эту дорогу.

Первая колонна, состоящая из 30 машин, отправилась туда 10 ноября. Автоколонна сумела обогнуть опасные перевалы, избежать нападения и успешно доставить пострадавшим первый груз.

Но в Бадахшан было необходимо доставить еще один продовольственный груз на зиму, прежде чем дорога окончательно не заледенеет и станет непроходимой.

Министерство по делам международного развития Великобритании выделило на этот проект свыше 1 млн. долларов. Водителями автоколонны были в основном русские. Однако и местные водители продемонстрировали настоящее мужество. Благодаря вождению в экстремальных условиях, они получили прозвище «наземных космонавтов». За два месяца они доставили в Афганистан 9000 тонн продовольствия.

К сожалению, не обошлось и без потерь. Во время одного из маршрутов водитель не справился с управлением на горной дороге и погиб. Но все же, благодаря мужеству и стойкости его товарищей множество беженцев в Бадахшане смогли пережить наиболее трудный период этого кризиса.

Создание «дороги жизни» - всего лишь один пример сотрудничества между российской и английской стороной. Уже сегодня Великобритания и Россия планируют новые гуманитарные операции, в которых ресурсы и опыт DFID будут сочетаться с техническими возможностями МЧС.