«Закон об охране окружающей среды – наше главное достижение»

Интервью заместителя председателя комитета по экологии Государственной Думы Александра Косарикова об итогах работы в этом сезоне.

- В части экологии, думаю, самым главным итогом этого сезона стало принятие и подписание Думой, Советом Федерации, президентом Закона об охране окружающей среды в новой редакции. Причем это не просто техническая коррекция бывшего до сих пор закона, в новой редакции есть целый ряд совершенно новых положений, которые позволяют восстановить покачнувшуюся и потерянную в последнее время систему экологического контроля на уровне муниципальных образований и на уровне регионов.

Это те разделы закона, которые касаются возможностей делегирования прав федерального контроля на уровень региона и на уровень местного самоуправления со стороны региона. Я думаю, что может быть это не идеальное решение (в политике редко бывают идеальные решения), но по крайней мере законный путь для определения всей системы контроля. Теперь может работать и Министерство, может работать и правительство, да и региональная администрация могут работать в этом направлении и решать массу проблем.

Когда говорят охрана природы, многие просто не понимают, что за этим скрываются зачастую очень простые и очень важные житейские вещи. Ну , например, ни один дом построить нельзя без подписи федерального контролера по экологии. Поэтому на самом деле если нет системы контроля, то дома строятся незаконно. Мало того, что они могут построится и не на том месте, где можно жить и могут построены так, что другим жить не дадут, но еще их и строить нельзя. Это касается и домов, и предприятий, и систем очистки, канализационных систем, каналов и т.д., поэтому в этом отношении, я думаю, что Комитет и Госдума решили очень важную проблему.

Найден подход по целому ряду направлений. У нас работа ведется достаточно интенсивно, но, к сожалению, не всегда находится четкое понимание с разными ведомствами или с аппаратом правительства. Прежде всего, я имею в виду непонятную совершенно для меня проволочку закона о питьевой воде, считаю, что можно было бы оперативнее сработать и по экологически кризисным ситуациям в городах и в других местах тоже. Считаю, что закон об экологической безопасности транспорта мог бы быстрей идти, считаю, что и закон об охране бассейна реки Волги тоже мог бы получить совершенно иное развитие. Опять же говорю, эта вся та масса, которая сегодня наработана, с которой можно двигаться дальше.

Полагаю, что нужно принимать и закон об экологической безопасности. Здесь может быть есть и вина нашего комитета, мы долго восстанавливались после отказа прежней редакции, хотя отказ был мотивированный, но мы долго восстанавливались. Закон об экологической безопасности принимать нужно, особенно важно его принять сейчас в контексте принятого законодательного акта об усилении мер по борьбе с экстремизмом, т. е. на самом деле в сфере экологии этот вопрос не проработан. А мир стал другим и экологические проблемы, то есть безопасность человека через экологию крайне важна. Что мешает?

- Многое. Во-первых, последний закон не прост, даже не прост своей формулировкой. Его нужно совершенно четко свести с законом об охране окружающей среды. Более того, и об этом мы говорили с целым рядом экологов, этот закон должен делаться комитетом по экологии, но и комитетом по безопасности Думы, чтобы здесь была полная связь. Я не зря упомянул закон о повышении мер по борьбе с экстремизмом. Смотреть нужно именно в этом контексте. Предыдущая редакция закона была другой. Мне тоже она не нравилась, потому что она носила рамочный характер некоего кодекса мер. Это всегда сложно, всегда не очень обязательно. Писать одни декларации - это трудно, кстати, такая же беда и в законе об экологическом воспитании, и об экологической культуре. Здесь то же самое, та же самая проблема. Чересчур много деклараций и мало конкретного содержания.

Я должен сказать, что законодательную работу нельзя рассматривать в отрыве от других мер, которые сегодня проходят в области экологии. Вы, конечно, понимаете, что депутат работает не только за рабочим столом или за кнопкой в зале голосования, но самая главная работа - это конкретный материал, конкретная организация совместно с представительствами ведомств, со специалистами, с учеными, работающими в этой отрасли. В этом отношении для меня была очень важной работа в составе рабочей группы Президиума государственного совета РФ по вопросу оздоровления экологической обстановки в Российской Федерации. Хочу подчеркнуть, что эта группа работает по поручению президента РФ В.В. Путина, возглавляет ее Анатолий Гужвин - член президиума Госсовета. Совета РФ, губернатор Астраханской области.

Очень важно, что такая группа создана, важно, что президент не снимает руку при всей своей занятости, сложности обстановки в мире сегодня, с экологических проблем. И я считаю, что материалы, которые мы наработали сегодня в составе этой группы, а она провела четыре заседания, на которых работала крупная группа специалистов, материалы очень честные и очень правильные, в том числе они касаются как оценки нынешней ситуации в России, также и касаются возможностей выхода из этой ситуации. Значительная часть нашей работы была посвящена формированию экологической доктрины РФ. Я надеюсь, что в ближайшее время этот материал будет рассмотрен Госсоветом и будут даны конкретные рекомендации. Мне удалось в рекомендации нашей рабочей группы дать предложения, они были приняты. Эти предложения касались ряда вопросов, в том числе специального законодательства, связанного с рекой Волгой и ее бассейном. Это всем понятно, что жить по одним правилам на Дальнем Востоке, в Сибири или в центре России, где сосредоточено все основное население, основной промышленный потенциал, невозможно. Экологические правила должны иметь очень сильную разницу, чтобы они были эффективными и чтобы их люди выполняли.

То же самое коснулось и программ возрождения Волги, усиление внимания именно к этой части, потому что это пока у нас единственная программа, которая захватывает 38 субъектов РФ и она носит эколого-социальный характер напрямую, такой связанный, комплексный характер. И в этом отношении как раз позволяет и планировать, и выполнять. Она как бы совпадает с новыми веяниями деятельности правительства. Как вы знаете, сегодня правительство принимает решение на среднесрочную перспективу на три года. Я сам был на этом заседании правительства, это вообще новое движение тоже в рамках послания президента РФ. Вот если посмотреть, то эта работа стоит закона. Я думаю, это и будет стимулировать целый ряд законодательных актов, связанных с экологией, да и не только с экологией, но и с организацией экологического управления в России.

Беседовала Светлана Собянина