Устоят ли памятники природы Приморья от нашествия нефтепровода?

На Дальнем Востоке России активно обсуждается вопрос о намечаемом строительстве нефтепровода Иркутск - побережье Японского моря, осуществить которое планирует ОАО «Транснефть».

В настоящее время идет этап проработки материалов для проектирования будущей трассы. Очень важно, чтобы экологические организации получили доступ к информации как можно раньше и успели внести свои предложения до составления проекта.

Как сказал один из участников работы «Оценка современного состояния окружающей среды в районе строительства нефтепровода Ангарск-Находка», координатор программ Дальневосточного отделения Всемирного фонда дикой природы по особо охраняемым природным территориям (WWF) Юрий Берсенев, для экономики Дальнего Востока России нефтепровод может стать одним из мощных рычагов развития. Вместе с тем, нефтепровод - не только благо: рано или поздно будут случаться прорывы, подтекания и, как следствие, загрязнение нефтью почвы, поверхностных и подземных вод. Поэтому крайне важно, насколько грамотно с экологической точки зрения будет спроектирована трасса нефтепровода.

Необходимо показать все негативные моменты влияния трассы на особо охраняемые природные территории, включая проектируемые, на водоохранные зоны и указать лимитирующие факторы вдоль трассы, то есть дать «условия», которые должны быть учтены в проекте. Далее последуют ОВОС – оценка воздействия на окружающую среду – и государственная экологическая экспертиза.

Намечаемая трасса нефтепровода по территории Дальневосточного экорегиона идет в основном вдоль Транссиба, местами удаляясь от него на 5–20 км. Пересекает реку Амур выше Хабаровска. Проходит вблизи заповедников «Бастак», «Большехехцирский», «Кедровая падь», пересекает государственный федеральный заказник «Хехцир» и около 12 км идет по территории государственного федерального заказника «Барсовый». На пути пролегания будущего нефтепровода расположено пять памятников природы, причем один из них - «Лотосовые озера» в Приморском крае в случае прохождения трассы по предлагаемому варианту, будет уничтожен.

Кроме того, в Хабаровском крае трасса может негативно повлиять на серию (до 9) охраняемых территорий местного значения. Трасса нефтепровода пересекает реки, являющиеся местом нереста лососевых и осетровых рыб, в том числе Бикин, Хор, Кия, Амба, Барабашевка. В конце проектируемой трассы, на территории Хасанского района Приморья, являющегося самым южным морским побережьем России, располагаются три утвержденные рекреационные зоны. При этом особое значение имеет тот факт, что проектируемая трасса по последнему варианту заканчивается в районе полуострова Ломоносова, являющегося рекреационной зоной «Бухта Нарва». В случае прокладки нефтепровода зона утратит свой рекреационный потенциал.

Наиболее вредным воздействием трассы на биоразнообразие в случае реализации проекта явится разрыв миграционных путей на двух существующих экологических коридорах. Стрельниковский экологический коридор связывает животный мир Сихотэ-Алиня (Россия) с горной системой Ваньдашань (Китай),располагаясь вблизи сочленения северной границы Приморского края с проектируемым на китайской территории резерватом строгого режима для сохранения амурского тигра.

В случае прохождения трассы в 10 км от государственной границы образуется еще одна полоса меридионального направления, служащая препятствием для миграции крупных млекопитающих. Барановский экологический коридор также имеет международное значение и связывает животный мир Сихотэ-Алиня с юго-западным Приморьем, где располагаются заказники «Барсовый» и «Борисовское плато», а также прилегающий к ним леопардовый природоохранный резерват Лесной службы КНР. Указанные особо охраняемые территории обеспечивают жизнеспособность популяции дальневосточного леопарда и амурского тигра. При этом Барановский коридор является как бы узким бутылочным горлышком, которое перекрывается проектируемым нефтепроводом. Таким образом, нефтепровод приведет к фрагментации ареалов амурского тигра и дальневосточного леопарда. Кроме того, трасса нефтепровода пересекает основные миграционные пути «ходовой» косули в Еврейской автономной области.

Самой болевой точкой нефтепровода является его окончание – место, где намечается строительство нефтехранилища и нефтеналивного порта. Оно располагается в охранной зоне заповедника «Кедровая падь» в пределах федерального заказника «Барсовый», вблизи поселка Приморский и на полуострове Ломоносова. Таким образом, строительство, несомненно, окажет негативное воздействие на биоту заповедника и заказника. В 30 км южнее располагается Дальневосточный государственный морской природный заповедник. Перекачка нефти на танкеры неминуемо приведет к утечкам и, как следствие, произойдет загрязнение морской акватории заповедника. Утечки нефти приведут также к потере бальнеологических свойств лечебных грязей и снижению рекреационных ресурсов санаториев курорта федерального значения «Садгород».

Таким образом, проектируемая трасса нефтепровода окажет негативное воздействие на существующую систему особо охраняемых природных территорий и водоохранные зоны лососевых рек. Вместе с тем, многие из указанных проблем могут быть решены изменением отдельных участков трассы или способами ее прокладки. Особо следует подчеркнуть, что до последнего времени рассматривался вариант трассы на порт Восточный (г.Находка). Он был значительно менее экологически опасен, так как отпадала необходимость строительства нового порта, само место перекачки нефти на суда позволяло эффективно бороться с утечками, и трасса не затрагивала юго-западного Приморья, со всеми вытекающими последствиями.

Александр Алексеев