Стратегия управления национальными парками России

Центром охраны дикой природы в содружестве с Министерством природных ресурсов РФ, поддержке RHS Associates Ltd. (Великобритания) и Министерства международного развития Великобритании разработан проект

Стратегия базируется на положениях Федерального закона >Об особо охраняемых природных территориях', определяет и объясняет основные направления организации и совершенствования процесса управления в области формирования сети, организации и функционирования национальных парков. При подготовке документа использован опыт управления национальными парками Европы, США и Канады.

ВВЕДЕНИЕ Российские национальные парки во многом уникальны. Предлагаемая Стратегия учитывает эту уникальность, обусловленную разнообразием природных и социально-экономических условий территории России. Стратегия поддерживает своеобразие российской модели национальных парков, в которой находят отражение не только правовые аспекты национальных парков, но и вековой опыт России в управлении объектами природного и культурного наследия. Поддерживая самобытность российских национальных парков, Стратегия дает возможность шире использовать опыт других стран, столь необходимый для развития российской системы национальных парков в будущем.

Мировая история развития национальных парков насчитывает более ста лет. В России же первый национальный парк ('Сочинский') был учрежден постановлением Правительства России в 1983 году. За относительно короткий период в различных регионах страны было создано 35 национальных парков, отличающихся не только природными и социально-экономическими условиями, но и своими сугубо индивидуальными взглядами на то, каким должен быть национальный парк.

Признание законодательством Российской Федерации национальных парков объектами исключительно федеральной собственности требовало от федеральных органов власти выработки и проведения в жизнь единой политики их развития. Стремление к формированию системы национальных парков России, построенной на общепризнанной идеологии и развивающейся на основе всем понятных принципов, нашло свое выражение в предложениях по разработке принципиально нового для Российской Федерации документа: (далее  — Стратегия).

В соответствии с Федеральным законом (1995) государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования национальных парков осуществляется Правительством Российской Федерации и специально уполномоченным на то федеральным органом  — Министерством природных ресурсов Российской Федерации. является официальным изложением общих положений политики управления национальными парками России. Положения Стратегии со временем могут совершенствоваться и исправляться, но это является исключительной компетенцией МПР России и реализуется, как правило, путем издания новой редакции Стратегии.

Стратегия раскрывает основные принципы и механизм формирования системы национальных парков России, цели и задачи их деятельности, особенности охраны и управления биологическими ресурсами, водными и геологическими объектами, а также объектами культурного наследия. Кроме того, Стратегия определяет значение и роль местного населения, других заинтересованных сторон в планировании и практической деятельности национальных парков, в организации использования их рекреационных ресурсов.

Задача Стратегии  — способствовать эффективному управлению национальными парками в России, раскрыть содержание процесса управления, обеспечить единое понимание целей и задач, стоящих перед национальными парками. Предполагается, что основные идеи и принципы Стратегии найдут свое развитие в будущих нормативных и методических документах, издаваемых Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Стратегия разработана в первую очередь для персонала национальных парков, органов государственной власти, специалистов работающих в этой области. Она также будет полезна и интересна широкому кругу людей, интересующихся проблемами охраны природы.

1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ Целью данной Стратеги управления является совершенствование управления российскими национальными парками. Эта цель должна быть основана на обеспечении сохранения природных и культурных ценностей парков. Кроме того, охраняемые ценности должны приносить пользу местному населению, в т. ч. и проживающему на этих территориях.

Достижение поставленных перед национальными парками целей потребует:

  — усиления координирующей роли федеральных органов власти в формировании сети национальных парков, совершенствования процесса практической организации новых национальных парков и достижения их стратегических задач;

  — совершенствования планирования деятельности национальных парков через разработку и использование планов управления, обеспечивающих реальное их развитие на ближайшие несколько лет;

  — формирования и совершенствования механизмов управления землями, включаемыми в границы территории национального парка без изъятия из хозяйственного использования; признания роли местного населения и других заинтересованных сторон в планировании и управлении национальными парками и в получении выгод, исходящих от национальных парков;

  — усиления внимания к организации рационального и устойчивого использования рекреационных и других ресурсов национального парка;

  — разработки оптимальных подходов к развитию регулируемого туризма и отдыха;

  — совершенствования работы службы охраны национального парка;

  — совершенствования управления земельными и иными природными ресурсами национального парка, в первую очередь имеющими определяющее социальное и экономическое значение для местного населения.

Национальные парки должны рассматриваться в более широком контексте, показывая общественности, что они являются неотъемлемой частью местной экономики и благосостояния общества, как интегральные компоненты экологически безопасной среды, и что сама возможность существования людей во многом зависит от наличия особо охраняемых природных территорий.

В Стратегии раскрываются механизмы интеграции парков в региональные социально-экономические системы, даются рекомендации по обеспечению участия местного населения в развитии и управлении национальными парками.

Реализация основных положений настоящей Стратегии позволит рассчитывать на:

  — осознание обществом исключительной роли национальных парков в сохранении природного и культурного наследия России;

  — повышение социально-экономических преимуществ национальных парков;

  — принятие эффективных мер по сохранению природных комплексов, поддержанию процессов естественного развития природных экосистем и сообществ;

  — повышение творческой активности специалистов национальных парков в процессе разработки и реализации планов природоохранной, эколого-просветительской, научной и пропагандистской деятельности, в организации и обеспечении регулируемого туризма и отдыха;

  — вовлечение местного населения в процесс управления национальными парками и формирования их туристской инфраструктуры, появление реальной пользы, получаемой местными жителями от функционирования национального парка;

  — расширение участия национальных парков в российских и зарубежных природоохранных программах;

  — подъем общественного интереса к развитию сети национальных парков и участия в этом максимально возможного числа заинтересованных организаций, движений и инициативных групп населения.

2. РОССИЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ Национальные парки являются одной из наиболее важных категорий особо охраняемых природных территорий в России. Национальные парки включают природные комплексы и объекты, обладающие исключительной экологической, исторической и культурной ценностью и имеющие общенациональное значение.

Задачи национальных парков определены в федеральном Законе и положены в основу политики управления, определяемой Стратегией. Национальные парки в дальнейшем будут сосредотачивать свои усилия на:

  — сохранении природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

  — сохранении историко-культурных объектов;

  — повышении общественной информированности и экологическом образовании, в особенности  — для местного населения;

  — создании условий для регулируемого туризма и отдыха;

  — разработке и внедрении научных методов охраны природы и экологического просвещения;

  — экологическом мониторинге;

  — восстановлении нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Миссия национальных парков России заключается в сохранении и демонстрации для настоящего и будущих поколений людей лучших образцов природного и культурного наследия страны. Реализация такой миссии потребует от национальных парков значительных усилий по формированию в глазах общественности нового понимания их значения и роли. Персонал каждого национального парка должен стремиться сформулировать свое стратегическое видение, т. е. каким бы он хотел видеть свой национальный парк в будущем. Процесс формирования такого видения позволит каждому работнику национального парка лучше понять свои долговременные цели и роль, которую он играет в их достижении.

Учитывая, что сам национальный парк в процессе реализации своих задач управления оказывает влияние на социально-экономическое развитие населения, проживающего в его границах и окрестностях, необходимо постоянно стремиться к обеспечению участия людей в развитии и управлении национальным парком и добиваться, чтобы парк приносил им очевидную пользу.

2.1. МЕСТО НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ В СИСТЕМЕ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РОССИИ

Федеральный закон устанавливает семь основных категорий особо охраняемых природных территорий. Особое место среди них занимают государственные природные заповедники и национальные парки. Именно эти две категории могут находиться только в федеральной собственности и управляться федеральными органами власти. Их организация  — исключительная компетенция Правительства Российской Федерации. По важности и главное по объему решаемых задач национальные парки в системе особо охраняемых природных территорий России занимают одно из ведущих мест.

Помимо функций сохранения природных комплексов, экологического просвещения населения, осуществления научных исследований и экологического мониторинга, которые присущи также и заповедникам, национальные парки призваны обеспечивать сохранение историко-культурных объектов, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха.

Таким образом, место национальных парков в единой системе охраняемых природных территорий страны определяется спецификой и широтой того круга задач, который установлен действующим природоохранным законодательством. Национальные парки, наряду с заповедниками, являются ключевым звеном в системе формирования региональных и общероссийской экологических сетей и играют важнейшую роль в деле сохранения биологического и ландшафтного разнообразия России.

2.2. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Действующее законодательство определяет национальные парки, как природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

К особенностям российских национальных парков следует отнести то, что:

  — предоставленные им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям природно-заповедного фонда;

  — их территории могут включать в себя земли других собственников и пользователей, не изъятые из хозяйственного использования;

  — они управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета, имеют свой штат, в т. ч. включающий службу охраны его территории;

  — территория каждого национального парка делится на функциональные зоны с характерными для них режимами охраны и использования природных ресурсов, что обеспечивает решение его разнообразных задач;

  — каждый национальный парк имеет положение утверждаемое на федеральном уровне, определяющее его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административную структуру;

  — режим использования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяется отдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональными органами власти;

  — с национальными парками согласовываются проекты развития населенных пунктов, находящихся в его границах;

  — в границах национальных парков запрещена приватизация земельных участков, национальные парки пользуются приоритетным правом их приобретения;

  — национальные парки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходы хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам..

Российские национальные парки создавались на фоне уже сформировавшейся системы государственных природных заповедников, выполняющих важнейшие природоохранные функции, в связи с ярко выраженной потребностью общества в развитии эколого-просветительской деятельности, и созданию условий для регулируемого туризма и отдыха на базе особо охраняемых природных территорий.

Между национальными парками, созданными в удаленных и малонаселенных регионах Российской Федерации, и парками, организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия. Основной функцией национальных парков, расположенных в удаленных уголках страны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественном состоянии, в то время как парки, действующие в освоенных регионах, в целом уделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданию условий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона. В последнем случае возникает необходимость поддерживать и сохранять историко-культурные особенности и ландшафт, не допуская снижения уровня жизни местного населения и способствуя решению связанных с этим социально-экономических вопросов.

Отражая особенности природного и историко-культурного наследия регионов и вписываясь в них, национальные парки остаются федеральными учреждениями, создаваемыми и функционирующими в соотсветствии с федеральным законодательством.

2.3. СЕТЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Создание сети национальных парков в России совпало с периодом реформ. Конец 80-х годов, первая половина 90-х годов характеризовались высокой активностью регионов по созданию на их территориях различных особо охраняемых природных территорий. Наиболее популярными, в тот период, стали решения об организации государственных природных заповедников и национальных парков, поскольку федеральный статус этих территорий гарантировал защиту природным комплексам, обеспечивал возможность рационального природопользования, а также давал надежду на получение дополнительного финансирования из федерального бюджета.

К настоящему времени в России создано 35 национальных парков общей площадью около 7 млн. гектаров. Они расположены на территории 33 субъектов Российской Федерации, при этом основная доля национальных парков приходится на Европейско-Уральскую часть России. На регионы Сибири приходится всего лишь 6 национальных парков, на Дальнем Востоке до сих пор не создано ни одного. В целом сеть национальных парков страны находится на начальном этапе формирования и имеет все перспективы для существенного расширения.

Опыт формирования сети национальных парков и характер их деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  — несмотря на общественную поддержку в деле создания национальных парков в России, существует повсеместная недооценка их роли в сохранении природного и культурного наследия, в экологическом просвещении населения, в организации и развитии туризма. Национальные парки не в полной мере реализуют те ожидания, что формируются в обществе;

  — российские национальные парки по существу находятся еще в стадии становления, поскольку из-за недостатка финансирования организационные мероприятия не обеспечивали создание должной инфраструктуры, отвечающей их задачам.

Дальнейшее развитие сети национальных парков связано с совершенствованием их нормативно-методической базы, развитием процессов их интеграции в социально-экономическую жизнь регионов, привлечением внимания к их проблемам региональных и местных органов власти, общественности, научных и природоохранных организаций, поиском дополнительных источников финансирования. Такие изменения неизбежно потребуют совершенствования структуры управления национальным парком и более высокой квалификации его персонала.

2.4. РОССИЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПО СОХРАНЕНИЮ ПРИРОДНОГО И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Российские национальные парки активно участвуют во многих важнейших международных программах и получают достойное признание. Наряду с государственными природными заповедниками, национальные парки обеспечивают выполнение Россией таких международных конвенций, как Конвенция об охране водно-болотных угодий международного значения (1971), Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенция о биологическом разнообразии (1992).

Национальные парки России являются неотъемлемой частью общеевропейской экологической сети в качестве ее основных элементов, призванных играть важную роль в реализации Панъевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Национальные парки России могут быть включены во Всемирную сеть Биосферных резерватов ЮНЕСКО.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ Национальные парки являются многофункциональными объектами управления со сложной территориальной структурой. Вся деятельность национальных парков, как на землях предоставленных им в пользование, так и на землях, включаемых в границы их территорий без изъятия из хозяйственного пользования, подчиняется главной его задаче  — сохранить природные, эстетические и культурно-исторические достоинства их территорий и предоставить посетителям (равно и местному населению) возможность получать наслаждение от индивидуального общения с природой в ее чистом виде.

Работы по проектированию и планированию являются наиболее важным инструментом долгосрочного развития и управления национального парка. Отдельные элементы этих работ начинаются еще до создания национального парка и включают в себя выбор территории, согласование с органами местного самоуправления и населением его будущих границ и режимов использования природных ресурсов, подготовку проектов соответствующих решений.

Очень важно, чтобы задачи управления каждого национального парка последовательно решались на всех стадиях его становления.

3.1. РАЗВИТИЕ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Целью построения сети национальных парков в Российской Федерации является максимальный охват имеющегося в стране природного разнообразия, и сохранение наиболее ценных объектов природного и культурного наследия, имеющих наивысшую эстетическую, экологическую, научную и культурную значимость.

Все предложения по созданию новых национальных парков должны оцениваться на соответствие по ряду специфических критериев. В первую очередь необходимо установить степень ценности и уникальности территории будущего национального парка. Для такого признания она должна отвечать всем или подавляющему большинству нижеприведенных требований:

  — хорошая сохранность природных комплексов (мало нарушенная природа занимает большую часть площади, присутствуют один или несколько достаточно крупных участков нетронутой природы);

  — значительное ландшафтное разнообразие (присутствие сильно расчлененного рельефа с выраженными высотными растительными поясами, наличие многочисленных озер, приморские районы с архипелагами и островами, участки глубоковрезанных русел крупных рек;

  — высокий уровень биологического разнообразия (сочетание участков-эталонов, репрезентативных для соответствующего ландшафтного региона, с уникальными объектами растительного и животного мира);

  — уникальность генетических ресурсов (присутствуют местообитания редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе внесенных в международную Красную книгу и Красную книгу России, а также видов, охраняемых по международным конвенциям и т. п.);

  — высокая рекреационная пригодность (территория располагает отличными возможностями для широкого набора рекреационных занятий, включая туризм);

  — живописность, высокие эстетические достоинства (наличие значительного количества природных феноменов с уникальными визуальными характеристиками, высокое пейзажное разнообразие и исключительные эстетические качества местности в целом, органичные вкрапления ценных участков культурного ландшафта);

  — комфортность природно-климатических условий (благоприятность климата и отсутствие серьезных факторов, лимитирующих рекреационную деятельность);

  — историко-культурная ценность (наличие особо ценных объектов культурного наследия  — выдающихся памятников истории, культуры, археологии, садово-паркового и инженерного искусства).

Кроме того, в целях обеспечения условий эффективного управления территорией национального парка, целесообразно его внешние границы, по возможности, устанавливать по естественным рубежам, не перегружая их большим количеством поворотов, а саму территорию формировать единым массивом. Организация национального парка из нескольких разрозненных участков возможна в отдельных случаях, но эти предложения требуют, наряду с экологической экспертизой, более серьезной оценки с точки зрения организации охраны и управления.

Выбирая территорию национального парка необходимо также учитывать, насколько условия социально-экономического развития региона не препятствуют принятию решения о прекращении или резком ограничении хозяйственного использования природных ресурсов.

Российская Федерация располагает огромной территорией, характеризующейся значительным природно-климатическим разнообразием. Относительно высокая степень сохранности природных комплексов, даже при весьма жестких критериях отбора, позволит придать статус национального парка многим действительно ценным и уникальным природным территориям. Объявить национальными парками все пригодные для этого территории одновременно вряд ли представляется возможным, да и необходимым. Поэтому целесообразно придерживаться определенной очередности в их создании, относя к национальным паркам в первую очередь наиболее ценные территории и природные комплексы федеральной значимости, особенно если есть угроза нарушения их целостности. В этой связи представляется целесообразным каждые 5-10 лет принимать на федеральном уровне уточненные перечни территорий, рекомендуемых для организации национальных парков.

3.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Территория любого национального парка характеризуется значительной неоднородностью, поэтому необходимо изначально определить, каков будет характер использования каждого из участков парка и как будет развиваться его инфраструктура. Противоречивость задач национального парка ставит при его организации весьма сложную проблему: сохранить для потомков образцы нетронутой природы и одновременно предоставить возможность людям беспрепятственно посещать наиболее интересные природные и культурные объекты. Существует множество инструментов позволяющих устранить эти противоречия. К ним в первую очередь следует отнести принятие оптимальных архитектурно-планировочных решений, проведение функционального зонирования и разработка планов управления национального парка.

Определить основные планировочные решения, установить необходимые режимы охраны и использования территории, наметить требуемые объемы природоохранных и хозяйственных мероприятий  — эти и другие задачи решаются в главном проектном документе национального парка, разрабатываемом сразу после принятия правительственного решения о его создании,  — Схеме организации и развития национального парка.

Схема организации и развития национального парка служит базовым проектно-планировочным документом, определяющим основные направления функционирования национального парка как комплексной системы на перспективу 15-20 лет. При наличии достаточных оснований могут быть приняты решения о внесении в Схему отдельных изменений или ее доработке.

Схема организации и развития национального парка объединяет в едином планировочном решении взаимозависимые пути развития всех землепользователей в его границах и предлагает принципиальные методы осуществления поставленных перед национальным парком задач.

Схема включает:

  — краткую оценку природных условий территории, ценных природных комплексов и объектов, памятников истории и культуры;

  — характеристику эколого-познавательных и рекреационных ресурсов и рекреационной емкости территории;

  — оценку экологической ситуации и условий существования биоты;

  — социально-экономическую характеристику района расположения проектируемого национального парка;

  — функционально-планировочную структуру территории и режимы природопользования;

  — предложения по развитию туризма и отдыха, организации туристских маршрутов, обустройству территории, размещению основных административно-хозяйственных и рекреационных объектов;

  — мероприятия по охране, воспроизводству и использованию биологических ресурсов;

  — предложения по административно-хозяйственной структуре и штатам национального парка;

  — предложения по организации научной деятельности, мониторинга и дальнейших проектных работ;

  — расчет капитальных и эксплуатационных затрат, необходимых для организации и функционирования национального парка.

На стадии разработки Схемы закладываются основы для создания автоматизированных систем управления данными о ресурсах национального парка и его охранной зоны, в том числе с использованием ГИС-технологий.

Проектные решения Схемы следует рассматривать в качестве документа долгосрочного планирования. Поэтому при их выработке необходимо обязательное участие администрации формирующегося парка. После завершения ее разработки и получения положительного заключения государственной экологической экспертизы, основные показатели Схемы утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

3.2.1. ГРАНИЦЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

Определение границ важная и очень ответственная процедура, поскольку их местоположение практически окончательно устанавливается уже на этапе выбора и согласования территории будущего национального парка. Вычисленная в пределах границ национального парка его общая площадь, с указанием состава земель предоставленных парку и включенных в его состав без изъятия из хозяйственной эксплуатации, находит затем отражение в решении Правительства Российской Федерации о создании национального парка.

В процессе разработки Схемы организации и развития территории национального парка возможны незначительные уточнения его внешних границ, но в пределах площадей, установленных правительственным постановлением. В случаях изменения площади национального парка требуется новое решение Правительства Российской Федерации. То же относится к уточнению площадей в ходе землеустроительных или лесоустроительных работ. В ходе разработки Схемы при участии органов землеустройства должны быть подготовлены все необходимые материалы для выдачи национальному парку Государственного акта на право пользования землей, а также по внесению в земельный кадастр информации о землях других собственников, вошедших в состав национального парка.

3.2.2. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Разнообразие природных комплексов и методов управления ими, а также множественность воздействий на них со стороны посетителей, хозяйствующих субъектов и местного населения, представляют основную проблему управления в национальном парке. Для того, чтобы в этих условиях эффективно решать стоящие перед парком задачи, используется функциональное зонирование территории  — разделение ее на участки с различным режимом охраны и использования.

Основные положения функционального зонирования территории конкретного национального парка определяются на стадии подготовки материалов обоснования его организации и детализируется в Схеме его организации и развития. Утвержденное функциональное зонирование находит отражение в Положении о данном национальном парке и является важнейшей основой для принятия частных решений по управлению всеми видами деятельности на его территории.

На территории национальных парков в соответствии с действующим законодательством могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

Заповедная зона. Объединяет участки территории, представляющие особый интерес с точки зрения наблюдений за ходом процессов естественного развития природы в условиях полного невмешательства человека. Режим охраны заповедной зоны полностью исключает хозяйственное и рекреационное воздействия на охраняемые экосистемы. Допускается проведение научных исследований, экологического мониторинга и специальных природоохранных мероприятий.

Особо охраняемая зона. В состав особо охраняемой зоны включаются особо ценные в экологическом и познавательном отношениях природные комплексы национального парка, в пределах которых по каким-либо причинам невозможно или нецелесообразно установить заповедный режим. Зона также служит буфером для участков заповедной зоны и обеспечивает условия для сохранения природных комплексов и объектов при строго регулируемом рекреационном и хозяйственном использовании. Режим охраны участков, выделяемых в особо охраняемую зону, должен быть направлен на сохранение естественного характера сообществ, включающих как типичные (фоновые), так и уникальные комплексы и объекты, отличающиеся высокой степенью уязвимости.

Особо охраняемая зона вместе с заповедной зоной образуют экологическое ядро территории национального парка. Необходимо стремиться, чтобы их общая площадь составляла не менее 25 процентов всей территории парка.

Зона познавательного туризма. Выделяется вдоль основных трасс туристских маршрутов и в районах расположения наиболее ценных в познавательном отношении и наиболее популярных у посетителей парка природных объектов. Предназначена для организации экологического просвещения и ознакомления с уникальными природными и природно-историческими достопримечательностями национального парка. Задачи управления территорией в этой зоне заключаются в максимальном сохранении естественного облика природных и культурных ландшафтов. Для передвижения посетителей оборудуются специальные маршруты с видовыми площадками и местами для ночлега, отдыха, рыбной ловли.

Рекреационная зона. В рекреационную зону выделяются участки, отличающиеся наиболее благоприятным сочетанием рекреационных ресурсов с традиционными местами отдыха населения. Предназначена для организации кратковременного и длительного отдыха в природных условиях.

Управление природными ресурсами в границах этой зоны должно быть направлено на сохранение, восстановление и повышение биологической устойчивости коренных природных сообществ. Работы по охране и защите леса и биотехнические мероприятия ориентированы на компенсацию неблагоприятных воздействий на природные сообщества в условиях рекреационного использования. Рекреационные потоки в этой зоне регулируются преимущественно планировочными методами с использованием приемов комплексного благоустройства территории. Развиваются спортивное и любительское рыболовство, сбор грибов, ягод, орехов, других дикоросов, в том числе по специальным платным разрешениям.

Зона охраны историко-культурных объектов. В эту зону объединяются территории вокруг особо охраняемых объектов истории и культуры, расположенных в границах национального парка. Историко-культурные объекты, имеющие статус государственных памятников, могут находиться и в других зонах, режим которых обеспечивает сохранность данных памятников.

Режим зоны охраны историко-культурных объектов должен обеспечивать сохранение этих объектов с учетом требований действующего законодательства об охране памятников истории и культуры. Размещение и архитектурное оформление объектов обслуживания туристов, благоустройство территории не должны нарушать исторический облик ландшафта. Любая хозяйственная деятельность в этой зоне согласовывается с государственными органами охраны памятников истории и культуры и администрацией национального парка.

Зона обслуживания посетителей. Предназначена для приема, размещения и обслуживания посетителей национального парка. Ее размеры не должны превышать площадь необходимую для создания условий комфортного отдыха посетителей.

Участки зоны обслуживания посетителей располагаются вблизи основных планировочных узлов и подводящих транспортных путей парка. В зоне организуется строительство стационарных объектов туристского сервиса круглогодичного и сезонного действия, визит-центров, музейных и вольерных экспозиций, необходимых объектов культурно-бытового, информационного обслуживания и связи, а также объектов административно-хозяйственной инфраструктуры национального парка. Деятельность национального парка в пределах этой зоны также должна ориентироваться на поддержание биологической устойчивости и сохранение эстетической ценности природных сообществ.

Зона хозяйственного назначения. В эту зону включаются, как правило, земли, не изъятые из хозяйственного использования, а также отдельные участки земель парка, предназначенные для обеспечения основной деятельности самого национального парка. Управление территорией этой функциональной зоны должно быть направлено на регулирование использования природных ресурсов, контроль за соблюдением установленных правил и норм природопользования и предотвращение видов деятельности, способных нанести ущерб природным и культурным ландшафтам.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования, где допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами. При организации в национальных парках зон традиционного экстенсивного природопользования в интересах групп коренных народов необходимо придерживаться двух основных принципов:

  — основой размещения таких зон должны быть объективно и исторически сложившиеся этно-хозяйственные ареалы;

  — пространственная организация хозяйства и форма совместного управления биологическими ресурсами должны соответствовать типу этно-хозяйственного ареала и учитывать связи хозяйственного комплекса с ландшафтом.

Администрация национального парка осуществляет управление природными ресурсами в этой зоне в тесном взаимодействии с общинами коренных народов, при этом должно обеспечиваться своевременное восстановление изымаемых природных ресурсов.

В особых условиях управления в некоторых национальных парках могут быть выделены зоны специального режима. Такие функциональные зоны выделяются в пределах пограничной зоны, установленной в соответствии с законом Российской Федерации

Зоны специального режима могут выделяться также в местах размещения охраняемых объектов Минобороны Российской Федерации, при пересечении территории национального парка магистральными железными дорогами и другими сложными инженерно-техническими системами.

При зонировании не следует стремиться к выделению в каждом национальном парке большого количества функциональных зон. Существует опасность чрезмерной перегруженности зонирования различными предписаниями, что не только затрудняет процесс управления, но может также привести к дополнительным затратам. Следует стремиться, чтобы зонирование было максимально простым и понятным, отражало общую направленность деятельности национального парка и обеспечивало ее стабильность. Особенности охраны и использования природных ресурсов в отдельных частях функциональной зоны могут быть реализованы путем выделения соответствующих участков управления с постоянными или временными режимными ограничениями. Это обеспечивает необходимую гибкость функционального зонирования и повышает возможности адаптивного управления. Во всех функциональных зонах, кроме заповедной, целесообразно выделять особо охраняемые участки в местах обитания исчезающих видов животных и растений.

Границы и режим функциональных зон, при наличии достаточных оснований, могут со временем корректироваться. Обоснование по корректировке функциональных зон должны базироваться на данных многолетних наблюдений, подтверждающих необходимость изменения установленных режимов. Предложения по корректировке функциональных зон вступают в силу только после их утверждения на федеральном уровне.

Вопросы связанные с выделением или ликвидацией участков управления, изменением режима их охраны и использования, наиболее эффективно решать при составлении очередного Плана управления национального парка. Регулярная разработка таких Планов позволит своевременно вносить коррективы в функционально-режимную структуру национальных парков, обеспечивая тем самым необходимую гибкость управления.

3.2.3. ЗЕМЛИ, ВКЛЮЧЕННЫЕ В ГРАНИЦЫ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА БЕЗ ИЗЪЯТИЯ ИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Стратегия исходит из того, что национальному парку необходимо стремиться к максимально возможному увеличению доли федеральных земель в его границах путем передачи или выкупа необрабатываемых угодий и иных земель пользователей, чья деятельность не соответствует целям и задачам парков. Однако следует учесть, что в ряде случаев только наличие других землепользователей, ведущих традиционные формы хозяйства, способно поддерживать тот исторически сложившийся неповторимый облик ландшафтов, для сохранения которых и создан данный национальный парк.

3.2.4. ОХРАННАЯ ЗОНА НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

В целях защиты природных комплексов национального парка от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к внешним границам национального парка участках земли и водного пространства создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

Стратегия исходит из того, что охранная зона является важным функциональным элементом территориального управления национального парка. При этом особое значение для управления имеет возможность природоохранительного контроля на территории охранной зоны со стороны национального парка.

Охранная зона не обязательно должна быть сплошной относительно внешних границ национального парка, а ее ширина на отдельных участках может колебаться в довольно существенных пределах. На ширину и протяженность конкретных участков охранной зоны влияют следующие факторы:

· режим функциональных зон у внешней границы национального парка (участки заповедной зоны обязательно должны быть ограждены буфером охранной зоны, в то время как вдоль участков земель, включенных в парк без изъятия из хозяйственной эксплуатации, охранная зона может не выделяться);

·  — наличие или планируемое развитие населенных пунктов, дачных участков, дорожного или промышленного строительства в непосредственной близости от границ национального парка;

  — направление господствующих ветров и особенности рельефа при наличии или предполагаемом строительстве у границ национального парка источников загрязнения окружающей среды;

  — конфигурация и направление течения внутренних и внешних водных объектов;

  — необходимость контроля над сохранением исторического облика ландшафтов и живописности видов, которые открываются со смотровых площадок, мест отдыха, экологических троп и туристских маршрутов национального парка;

  — необходимость создания у границ национального парка инфраструктуры туризма и отдыха.

Хозяйственная деятельность на землях, расположенных в охранной зоне национального парка, должна вестись с учетом ограничений, установленных природоохранительным законодательством, и не наносить ущерб природным и историко-культурным комплексам и объектам национального парка.

3.3. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА

Для сохранения уникальных и типичных уголков дикой природы, ценности объектов истории и культуры, необходимо постоянно прилагать специальные усилия по снижению негативного воздействия, предотвращению или минимизации ущерба от хозяйственной деятельности человека на данной территории. Такие качества природных комплексов как >уникальностьтипичность

Управление национальным парком, может быть эффективным лишь при непрерывном планировании, направленном на постоянное реагирование на изменения, вызванные ходом природных и антропогенных процессов, социально-экономическими и иными условиями. Планирование основывается на знании объекта, анализе его изменений и включает принятие управленческих решений по назначению определенных мероприятий, конкретных действий.

Цель планирования в национальных парках заключается в поддержке процесса принятия решений, позволяющих уменьшить риски утраты и дать гарантии сохранения ценностей национальных парков, обеспечить эффективное функционирование и развитие парка, как управляющей организации в будущем.

Чтобы управление было эффективным, оно должно базироваться на понимании не только каждого компонента экосистемы (местообитание, вид), но и на том, как эти компоненты взаимодействуют между собой, как формируются экосистемы. Необходимо понимание того, что поддерживает, а что угрожает экосистемам. В процессе управления необходимо учитывать прошлое и настоящее использование того или иного ресурса, текущее и возможное будущее воздействие, и то, каким может быть его оптимальное использование.

3.3.1. ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ

Национальные парки с привлечением экспертов и консультантов разрабатывают среднесрочные (на срок не более 5 лет) Планы управления, учитывающие реальные возможности парка, данные о состоянии его природных комплексов и историко-культурных объектов, современную социально-экономическую обстановку.

Разработка Плана управления начинается с определения цели или системы целей, на реализацию которых будут направлены основные усилия персонала национального парка. Цели не должны носить расплывчатый характер, они требуют максимальной конкретизации притом, что конечный, и промежуточный их результаты могли бы быть достаточно точно оценены или измерены.

В процессе формулирования целей национального парка неминуемо возникнут вопросы, ответы на которые можно будет найти только вместе с теми, с кем вместе эти задачи придется решать. Поэтому, приступая к разработке Плана управления необходимо выявить заинтересованные стороны и организовать с ними ряд совещаний  — консультаций по уточнению роли каждой из сторон в сохранении ресурсов территории национального парка. Вовлечение общественности в процесс управления парком через участие в планировании его деятельности позволит также избежать конфликтов в будущем, при реализации намеченных мероприятий, и обеспечит более рациональное использование имеющихся материальных ресурсов.

Основная задача, стоящая перед разработчиками Плана управления  — определить не только, что необходимо сделать, но и обосновать целесообразность выполнения предлагаемых мероприятий, установить, кем и когда они будут выполняться, а также размер предполагаемых материальных затрат и источники их покрытия.

Приступая к разработке Планов управления, необходимо обеспечить, насколько это возможно, их преемственность с более ранними планами, а также предусмотреть возможность внесения в них корректив в соответствии с меняющимися обстоятельствами, но в рамках определенных планом целей и задач.

Непосредственно участие специалистов национальных парков в разработке Планов управления важно тем, что способствует лучшему пониманию каждым его сотрудником задач стоящих перед ним и путей их решения, а также созданию рабочей основы для сотрудничества с местными органами власти и населением в практической деятельности парка.

Необходимо стремиться, чтобы План управления стал эффективным механизмом реализации государственной Стратегии управления на уровне каждого национального парка.

Основное предназначение Плана управления:

  — определить и уточнить цели, задачи и принципы деятельности национального парка по сохранению природных и историко-культурных комплексов и объектов;

  — сформировать информационную базу и директивные направления управления для сотрудников;

  — отразить участие местного населения в практической деятельности по охране и рациональному использованию ресурсов территории;

  — обеспечить рабочую основу для взаимодействия администрации территории с органами местного самоуправления и региональными органами государственного управления;

  — продемонстрировать выполнение национальных и международных обязательств по управлению природными территориями (государственные стратегии, программа ЮНЕСКО >Человек и биосфера', международные конвенции и др.);

  — внедрить программы мониторинга;

  — реализовать систему общественного доступа к экологической информации;

  — создать условия для привлечения дополнительных финансовых средств;

В результате разработки Плана управления национальный парк будет иметь:

  — четкие и ясные задачи управления природными и историко-культурными комплексами и объектами охраняемой территории на период планирования;

  — приоритеты в решении задач и распределении материальных средств, определенные в соответствии с государственной стратегией, имеющимися ресурсами и региональными особенностями;

  — правила, согласно которым осуществляется управленческая деятельность;

  — план действий, обеспеченный ресурсами, необходимыми для достижения намеченных задач, с указанием ответственных исполнителей и партнеров;

  — показатели (результаты), которые должны быть достигнуты по истечении указанного в плане срока.

Национальный парк всегда связан с конкретной территорией размещения, где расположен один или несколько административных районов (муниципальных образований). В Плане управления обеспечивается совмещение и согласованность управленческих решений парка с планами развития окружающих территорий. Для больших национальных парков, связанных с границами разных районов, где внешнее воздействие на окружающую среду особенно проявляется, координация с программами социально-экономического развития районов особенно важна.

В Плане управления не следует пытаться разрешить все проблемы всего региона и он должен быть сфокусирован на задачах конкретного национального парка.

Кроме планирования действий на землях, официально переданных парку в пользование, в плане затрагиваются вопросы использования природных ресурсов на землях других собственников и пользователей, включенных в границы территории парка без изъятия из хозяйственного использования.

Получившие поддержку в регионах Планы управления подлежат рассмотрению в Министерстве природных ресурсов Российской Федерации и только после утверждения им становятся основой для текущей деятельности национального парка.

Современный опыт сохранения природы показывает, что чрезвычайно важен для эффективного управления сам процесс планирования, поддержание непрерывности процесса принятия и корректировки управленческих решений. Этот процесс обеспечивается и поддерживается через составление ежегодных планов оперативного управления. В оперативных планах управления детализируются мероприятия ближайшего года, источники финансирования и календарный план выполнения работ. Оперативное планирование включает также разработку частных планов по отдельным видам деятельности парка (тушение пожаров, обеспечение безопасности посетителей и т. п.).

3.4. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ

Интеграция национальных парков в социально-экономическую систему регионов.

Необходимо стремиться, чтобы национальные парки органично вливались в социально-экономическую систему регионов. Только так в современной России можно реально обеспечить устойчивое существование системы национальных парков без ущерба для их ключевой задачи  — сохранения природного и историко-культурного наследия.

Реализация целей и задач национального парка оказывает непосредственное влияние на уровень жизни населения, постоянно проживающего в границах парка и вокруг него. Национальные парки заинтересованы в устойчивом развитии окружающего их социума и тесном взаимодействии с местным населением. При этом национальные парки не могут и не должны подменять органы государственной власти и местного самоуправления в решении задач социально-экономического развития. Усилия национальных парков должны быть сконцентрированы на том, чтобы указанное развитие способствовало достижению целей и задач национального парка.

Интеграцию национальных парков как федеральных государственных учреждений в социально-экономическую систему российских регионов представляется целесообразным рассматривать в нескольких аспектах:

экономическом, когда организация и функционирование национальных парков связаны с созданием новых рабочих мест за счет бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание парков, что особенно значимо для регионов с высоким уровнем безработицы.

Национальные марки могут и должны вносить существенный вклад в развитие туризма в регионе и связанной с ним инфраструктуры, в том числе стимулируя развитие местных промыслов и вовлекая местных жителей в сферу обслуживания посетителей парка. Наиболее распространенные пути данного направления интеграции  — это развитие платных услуг посетителям (проживание, питание, услуги проводников, торговое обслуживание и др.) и производство товаров для реализации им (экологически чистые продукты питания, сувениры, изделия народных промыслов и т. д.). Не следует недооценивать и значение налоговых отчислений, поступающих в результате вышеупомянутой деятельности в региональные и муниципальные бюджеты.

В целях поддержки производства и реализации качественных продуктов питания национальные парки могут передавать лучшим предприятиям права на использование при маркировке их продукции официальной эмблемы национальных парков. Проводиться это должно в соответствии с установленными правилами и с учетом возможностей осуществлять контроль соответствия качества продукции.

Необходимо сделать общедоступной информацию, полезную для развития предпринимательства в границах национального парка и рядом с ним, включая доступ к данным по устойчивому использованию природных ресурсов, возможностям развития туризма и т. п.

Для тех предприятий, чья хозяйственная деятельность ограничена режимом охраны, следует добиваться предоставления налоговых льгот на региональном и местном уровнях.

Отдельные национальные парки способны внести вклад в развитие рентабельного охотничьего хозяйства и организацию спортивного и любительского рыболовства.

Необходимо иметь в виду, что деятельность национальных парков содействует привлечению в регион дополнительных инвестиций, в том числе иностранных.

Национальные парки совместно с региональными и местными администрациями могут инициировать осуществление программ устойчивого жизнеобеспечения местного населения.

Все преимущества и выгоды для региона, в том числе для населения, проживающего в границах парка и в непосредственной близости от него, должны широко пропагандироваться самим национальным парком.

просветительском, при котором национальные парки становятся своеобразными региональными центрами экологического просвещения. Особый практический интерес для любого региона представляют активность и потенциал национальных парков в разнообразных формах работы со школьниками и взаимодействие с органами народного образования;

природоохранном, позволяющем использовать потенциал национальных парков, располагающих значительными штатами государственных инспекторов, в части осуществления государственного экологического контроля, включая контроль за соблюдением правил и норм охраны окружающей среды и использования природных ресурсов. и его Территориальным органам МПР России следует шире использовать возможности инспекций национальных парков, в том числе путем расширения зоны деятельности этих инспекций на прилегающие к паркам территории. Ощутимую поддержку со стороны национальных парков могут иметь и природоохранные органы муниципальных образований.

Национальные парки и местное население.

Национальным паркам необходимо осознать, что низкий уровень жизни местного населения и отсутствие благоприятных возможностей для экономического развития провоцируют конфликты в сфере природопользования, осложняют проблемы сохранения природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Взаимодействие национальных парков с местным населением предусматривает:

  — организацию мониторинга общественного мнения местных жителей путем регулярного проведения социологических опросов и анкетирования;

  — систематическое проведение и иных мероприятий с участием местных жителей по актуальным проблемам, относящимся к компетенции национального парка;

  — широкое привлечение местных жителей к участию в организуемых и проводимых национальным парком экологических акциях и праздничных мероприятиях природоохранной направленности;

  — расширение практики включения представителей региональных органов власти и местного самоуправления, иных региональных и муниципальных структур, в состав научно-технических советов национальных парков;

  — участие национальных парков в восстановлении культовых объектов, обустройстве источников, сохранении рощ и др., содействие возрождению культурных и духовных традиций местного населения;

  — формирование групп поддержки национальных парков среди местного населения, в том числе с приданием этим группам определенного статуса (Общество друзей национального парка и т. д.), всемерное содействие активизации практической деятельности таких групп.

Ряд национальных парков включают территории проживания коренных народов. Отношения национальных парков с общинами и родовыми хозяйствами коренных народов, ведущими традиционный образ жизни в зоне традиционного экстенсивного природопользования, целесообразно осуществлять на договорной основе. При этом возможность осуществления традиционного неистощительного природопользования, включая охоту и рыболовство, должна рассматриваться как ключевой фактор, обеспечивающий сохранение культурного и духовного наследия коренного населения.

Присутствие коренного населения, поддерживающего традиционный образ жизни, является важным фактором привлекательности национального парка для туристов. Коренное население, обладающее богатым опытом природопользования, может оказать и существенную поддержку национальному парку в его эколого-просветительской деятельности.

Национальным паркам важно координировать свою повседневную и перспективную деятельность с региональными планами развития. Необходимость этого обретает особое значение в тех случаях, когда населенные пункты и (или) земли других собственников и пользователей находятся в границах национального парка.

В тех случаях, когда в границах национального парка присутствуют значительные территории, принадлежащие иным собственникам и пользователям, рекомендуется создавать специальные координационные органы для согласованности действий по управлению природными ресурсами участков, включенных в национальный парк без изъятия из хозяйственного использования.

Конкретные механизмы координации деятельности национальных парков с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и социальными общностями с учетом местной специфики могут принимать различные формы. В любом случае создаваемые для этого координационные не должны подменять администрации национальных парков и органы местного самоуправления, а служить для них дополнительным управленческим ресурсом.

В число основных задач координационных органов входят:

  — предоставление всем заинтересованным сторонам возможности высказать взаимные претензии и опасения, во избежание ненужных конфликтов и дублирования усилий;

  — обеспечение устойчивого развития национального парка и местных социальных общностей.

На координационном органе лежит обязанность по выявлению сфер и механизмов сотрудничества и взаимодействия между структурами национального парка и его социальным окружением.

Членство в координационном органе может быть выборным, а его структура должна отражать представительство всех важнейших групп пользователей и собственников. Структура, членство и сфера компетенции координационного органа должны определяться Положением о нем.

Участие заинтересованных сторон в создании и планировании деятельности национального парка.

Отношение заинтересованных в деятельности национального парка сторон может быть различным: от полного неприятия до всемерной поддержки. Еще до принятия каких-либо решений необходимо предпринимать меры по выявлению и вовлечению в процесс планирования, как отдельных групп граждан, так и организаций, выражающих определенные общественные интересы. Это позволяет предвидеть возможные конфликты и найти пути их разрешения на базе консенсуса.

Взаимоотношения национального парка и заинтересованных сторон при совместном планировании основываются на следующих принципах:

  — привлечение заинтересованных сторон на начальной стадии планирования;

  — поощрение населения за деятельность по сохранению природного и культурного наследия;

  — поддержание постоянного переговорного процесса и взаимных консультаций;

  — использование профессиональных консультантов и специалистов по связям с общественностью и управлению охраняемыми природными территориями;

  — опора на органы местного самоуправления.

4. УПРАВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫМ ПАРКОМ Управление национальным парком включает систему специальных мероприятий, обеспечивающих сохранность природных и историко-культурных объектов, при их использовании для целей регулируемого туризма и отдыха, а также других действий направленных на совершенствование структуры и штатов национального парка, повышение заинтересованности органов местного самоуправления и населения в развитии национального парка.

Население и посетители должны быть проинформированы об особенностях установленного режима особой охраны парка и иных правилах, действующих в национальном парке.

Природные и культурные ценности национальных парков не подлежат активным преобразованиям в интересах утилитарных потребностей человека.

4.1. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ И ОБЪЕКТАМИ

Природные ценности национальных парков включают в себя леса, луга, воды, геологические объекты, разнообразный животный мир, создающие в своем сочетании неповторимые по красоте ландшафты и такие эстетические ценности, как природная тишина и чистый воздух. Стратегия уделяет равное внимание всем природным ценностям национального парка, поскольку только такой подход позволяет сохранить целостность природного комплекса и необходимую гармонию всех его составляющих.

Управление природными экосистемами национального парка осуществляется на основе зонирования по признакам природной ценности территории, особенностей ее использования (функциональное назначение) и способности природных экосистем выдерживать нагрузки, связанные с этим использованием.

Стратегия сохранения природных экосистем национального парка базируется на следующих положениях:

  — управление природными объектами рассматривается, как сложный процесс, учитывающий динамическую природу экосистем, взаимозависимость всех ее компонентов, а также ограниченную способность экосистем сопротивляться антропогенному воздействию и самовосстанавливаться от стрессов, вызванных деятельностью человека;

  — управление должно быть долгосрочным и находить понимание у тех, чья деятельность влияет на экологическую целостность парка;

  — национальные парки занимают ведущее место в диалоге с другими службами территориального управления, с целью лучшего осознания всеми участниками существующих методов землепользования и их воздействия на природную среду;

  — управление экосистемами должно иметь надежное научное обоснование;

  — обеспечение постоянного контроля за состоянием экосистем и принятие своевременных и адекватных мер при изменении их состояния;

  — необходимость взвешенного подхода при принятии управленческих решений, связанных с восстановлением нарушенных экосистем, понимание того, что предпринятые действия могут дать далеко идущие и продолжительные эффекты;

  — недопустимость возникновения новых источников загрязнения и других экологически опасных объектов на территории национального парка и активные действия по борьбе или минимизации таких источников в непосредственной близости от его границ.

4.1.1. Управление животным и растительным миром

4.1.1.1. Управление животным миром

Неотъемлемой частью природного комплекса национального парка является животный мир. Наряду с биологическими функциями животные выполняют важнейшую эстетическую роль, в огромной степени формируя интерес посетителей к природе, что имеет исключительное воспитательное значение.

Проводимые в национальном парке мероприятия должны быть ориентированы на сохранение максимально возможного разнообразия видового состава и экологически обоснованной численности животных, свойственных природным комплексам данного региона.

Национальные парки в работе по управлению объектами животного мира взаимодействуют с государственными органами, специально уполномоченными в области охраны, контроля и регулирования использования животного мира, а также с представителями коренного населения.

Управлением животным миром предусматривает:

  — охрану объектов животного мира, включая специальные мероприятия по сохранению редких и находящихся под угрозой исчезновения видов;

  — регулирование численности животных;

  — специальные действия по сохранению высокопродуктивных кормовых участков для животных и иных ценных местообитаний, исчезающих в ходе в ходе сукцессионных или антропогенных процессов, а также мероприятия по улучшению среды обитания животных;

  — предупреждение гибели животных от стихийных бедствий и антропогенных воздействий;

  — реинтродукцию и расселение животных;

  — проведение регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов;