Проект Д6 угрожает существованию Куршской косы

В случае, если на планируемом к разработке нефтяном месторождении "Кравцовское" (проект Д6) произойдет авария, с Куршской косой придется распрощаться. Об этом свидетельствуют документы проектной документации обустройства месторождения.

Очистка побережья от загрязнения возможна только при удалении значительных объемов пляжевых песков, что при дефиците наносов в береговой зоне Самбийского полуострова и Куршской косы повлечет за собой интенсификацию абразионных процессов, размыв корневой части косы, утрату уникальной экосистемы Куршского залива и значительной части пляжей.

Говоря простыми словами, нефть невозможно убрать с песчаного пляжа иным способом, кроме вывоза загрязненного песка. А так как на косу поступает недостаточно "строительного" материала и, напротив, морскими течениями она достаточно сильно размывается, то удаление больших объемов песка усилит процессы размыва и, в конце концов, приведет к необратимым процессам разрушения уникальной территории, вошедшей в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Примером того, как были нарушены динамические береговые процессы в результате антропогенного вмешательства, является авария танкера "Глобе Асими", произошедшая в Клайпедском порту. При ликвидации последствий аварии слой песка на участке побережья Клайпеда-Швентойя был снят полностью, в некоторых местах до торфяного слоя (около 600 тысяч тонн песка). В январе 1983 года именно этот участок побережья более всего пострадал от шторма: на 25-километровом участке было смыто более 900 тысяч тонн песка (для сравнения: с размываемого участка Куршской косы длиной 38 километров тот же шторм смыл 280 тысяч тонн песка, то есть в 6 раз меньше).

К таким выводам пришли проектные организации, готовящие проект обустройства Кравцовского нефтяного месторождения Д6 - Экоцентр МТЭА и ООО "ЛУКОЙЛ-ВолгоградНИПИморнефть".

К сожалению, калининградские ученые, собравшиеся 17 мая за "круглым столом", организованным администрацией ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть для оценки воздействия деятельности в рамках проекта на окружающую среду, не отметили сколько-нибудь серьезной опасности, которую несет реализация проекта национальному парку Куршская коса. Что дает повод администрации ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть заявить о "положительном отношении научной общественности к реализации проекта". Вслед за положительным отношением населения.

Группа Экозащита продолжает настаивать на признании высокого уровня опасности проекта Д6. На встрече 17 мая активистами группы Экозащита было выдвинуто предложение создать специальный фонд для Куршской косы, и предложение было принято генеральным директором ООО ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть. Однако, нет таких денег, за которые можно было бы купить новую Куршскую косу взамен залитой нефтью.