Что сулят нам проекты строительства трубопроводов через Бурятию?

По территории Республики Бурятия планируется построить газо- и нефтепроводы из Иркутской области в Китай. Газопровод планируется провести от Ковыктинского газоконденсатного месторождения, нефтепровод - от существующих нефтепроводов Омск-Иркутск и Красноярск-Иркутск с началом в Ангарске. Газовый проект осуществляет компания "РУСИА Петролеум" с иностранным участием (в основном "Бритиш Петролеум"), а нефтяной - российская компания "ЮКОС".

В целом создание мощного транспортного коридора через слаборазвитые западные и южные районы Бурятии может принести определенное экономическое оживление. Станет востребованной сельскохозяйственная продукция, разовьются общественное питание, сервис, туризм и так далее. Но Бурятия не получит прибыли от экспорта сырья в Китай, республике достанутся в основном издержки. К тому же местные жители займут только низкооплачиваемые рабочие места поставщиков сельхозпродукции и подсобных рабочих. Контраст с высокооплачиваемыми вахтовиками из других регионов только усугубит социальную напряженность.

Трубопроводы планируется провести по наиболее плодородным районам юга Бурятии, что чревато изъятием из традиционного пользования бурят и аборигенного русского населения (забайкальских казаков и "семейских"-старообрядцев) значительных площадей пахотных и пастбищных земель, нарушением традиционной инфраструктуры (поселения, дороги). Особой опасности подвергнутся религиозные центры: по трассе строительства находятся известные буддийские монастыри и шаманские святилища.

Трубопроводы пройдут по высокосейсмичным (до 9 баллов) и высокогорным (до 3 тысяч метров) районам, где существует высокая опасность селей, наледей, оползней, карстовых и мерзлотных явлений, что чревато авариями. Наиболее реальным считается вариант прохождения трассы трубопроводов и строительства перекачивающих станций в водораздельной части Хамар-Дабана. Водоразделы менее защищены законодательно и экономически, чем равнины, но такое решение несет огромную опасность, в том числе и для Байкала. Для строительства избран наименее экологичный вариант подземного заложения. Это позволяет меньше платить за аренду земли, но опаснее при авариях.

Создание и эксплуатация мощного транспортного коридора через Хамар-Дабан неизбежно уничтожит заповедную зону Тункинского национального парка, расчленит единый комплекс нетронутой природы Хамар-Дабана. Трассы трубопроводов пересекают Тункинский национальный парк, причем этот отрезок составляет не менее 127 км. При этом намечаемые пути проходят по заповедной зоне парка - воспроизводственному участку хамар-дабанской расы соболя, благородного и северного оленей, косули, кабарги. Трассы пересекают Боргойский, Узколугский, Федеральный Алтачейский и Тугнуйский заказники, памятники природы, истории, культуры. Строительство дорог подвергнет природные комплексы серьезной угрозе из-за большей доступности. Все это противоречит российскому и международному законодательству.

"РУСИА Петролеум" заявляет о подготовке документации об изъятии земель Тункинского национального парка под строительство. Но изъятие заповедной зоны сделает невозможным дальнейшее функционирование национального парка. При этом компания не считает необходимым проведение Государственной экологической экспертизы проекта изменения границ национального парка.

Распространено мнение, что строительство трубопроводов из Иркутской области неизбежно. Проекты готовятся, а Путин и Касьянов подписали соответствующие соглашения с Китаем. Но все не так просто. Дело в том, что кредитов на строительство газопровода (а это 10-12 миллиардов долларов) пока не получено. Реального потребителя газа также пока нет.

Есть несколько альтернатив этому проекту: изменение маршрута газопровода, перевозка другими видами транспорта - газа дирижаблями, а нефти - по железной дороге и другие. Не стоит ли еще и еще раз задуматься, прежде чем начать строительство? Евгений Кислов