Птицы на гербах и в мифологии (часть вторая)

(продолжение)

Культ орла универсален. Он широко распространен по всему миру, встречается у народов самых различных культур и рас, причем далеко удаленных друг от друга. Везде орел так или иначе ассоциируется с солнцем, то совершенно отождествляется с ним, то представляется его хозяином и в качестве такового - творцом, верховным божеством либо священной птицей верховного божества. Он является благодетелем и покровителем как отдельных людей, так и целых народов, птицей счастья, плодородия и т. п. (Штернберг, 1936).

Наиболее ранний этап культа орла отражен в тех мифологиях, где он выступает в качестве самостоятельного персонажа, первоначально, вероятно, тотемистического происхождения (Мифы народов мира, 1980-1982). Орлы были священными птицами в Бактрии, Ассирии, Вавилоне, Персии, Египте, Греции, Риме, Скандинавии, немецких землях и во многих других местах (Gattiker, Gattiker, 1989). Вот что пишет о причинах обожествления орла Л.Я. Штернберг: "Огромная сила этого хищного пернатого, дающая ему возможность уносить в своих когтях ввысь крупную добычу, в глазах примитивного человека ставит его выше самых крупных хищников сухопутных, окружая ореолом всемогущего существа. С другой стороны, несравненная сила полета, уносящая его в недосягаемую высь, к самому небу, страшный огонь в его глазах, мечущих молнии, примитивному человеку говорят о связи его с солнцем, а, быть может, самое поразительное для примитивного человека - это обычная неагрессивность орла по отношению к человеку, и это-то превращало в его глазах эту птицу в благодетельное существо и покровителя человека. Наконец, в культе орла, как в культе некоторых других перелетных птиц, играло роль совпадение прилета его с наступлением весны и отлета с наступлением осени, что подало повод считать его существом, вызывающим явления времен года. Эти-то все очевидные свойства орла и создали универсальное поклонение ему, связав его с солнцем и верховным божеством" (Штернберг, 1936).

В Древней Месопотамии орел был символом божества войны шумерской Нинурты, в Древней Греции - Зевса, в Риме - Юпитера. В ведийском гимне орел приносит священный напиток сому с неба для бога Индры. В библейской метафорике орел служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, а также гордыни. Орел - символ евангелиста Иоанна и один из четырех "апокалиптических зверей" (Мифы народов мира, 1980-1982). В индийских Ведах орел - само солнце. Позже под именем Гаруды он становится колесницей бога солнца Вишну. В то же время орел и Агни - бог огня (Штернберг, 1936). Распространены поверья о необычайном долгожительстве орлов. Древние евреи считали, что они линяют и поэтому сохраняют свою молодость (Фрэзер, 1989). В словаре Памво Беринды (1627 г.) приводится поверье о том, что раз в 500 лет орел купается в священном источнике и снова становится молодым (СкуратЁвський, 1998). В России "орлов камень" темно-красного цвета привязывали к ноге роженицы как символ вечности бытия и жизни (Федосеенко, 1998). Есть поверье о том, что орел создает ветер. Если приснились два орла, это предвещает бурю (Gattiker, Gattiker, 1989).

Исследователь славянской мифологии П. Трощин в своей, к сожалению, не опубликованной рукописи, высказывает предположение, что первоначально "небо" и огромная птица "орел" обозначались у славян одним словом. Затем же под птицей стал подразумеваться "орел", как самая большая из всех птиц. Именно от "неба"-орла стали именовать "орел-громовик", птица бога грозы, птица громовика - Зевса, Юпитера, Перуна, Донара. Хлопанье ее крыльев - гром, сверкание глаз - молния. На металлических изделиях изображения орлов обычно делают позолоченными. Относительно этого в Галиции есть поверье, что орлы постоянно собирают предметы из благородных металлов, которыми затем золотят и серебрят голову и хвост. Отсюда и многочисленные рассказы о том, что в гнездах этих птиц лежат золотые монеты (СкуратЁвський, 1998).

Такие поверья могли возникнуть в связи с окраской птиц. У взрослого беркута и могильника верхняя часть головы золотистого цвета. Недаром английское название беркута - Golden Eagle ("золотой орел"). У молодого беркута основание хвоста белое. Вот вам и серебро.

Очень развит культ орла у многих сибирских народов. Значение его весьма многообразно. У якутов он хозяин и повелитель солнца. Крик орла заставляет солнце подниматься из-за горизонта. Он также хозяин огня. При лечении накожных болезней (считалось, что они насылаются только хозяином огня) обряд высекания огня мог выполнять только человек, ведущий свое происхождение от этой царственной птицы. Орел - возродитель природы, а также бог плодовитости. Весна и тепло приходят благодаря его силе. Орла молят бесплодные женщины о детях. Орел создал мир и шаманов. Орел - распространенный тотем у сибирских и многих других народов. Например, перуанцы считали свой народ произошедшим от орла (Ионов, 1913; Штернберг, 1936). У якутов божество Хомпоруун Хотой (горбоносый орел) - хозяин и повелитель солнца, высшее божество света, хозяин огня, творец, возродитель природы, якутский Дионис, покровитель птиц, отец орлов, прародитель якутов. Наказание, которое может наложить орел на провинившегося якута, самое страшное. Человек тогда бесследно исчезает с лица земли, не оставив после себя потомства, и о нем скажут: "его дым исчез". Хомпоруун Хотой наказывал тех, кто убил орла или непочтительно к нему относился. Бог сводил виновника с ума или насылал кожные болезни. Человек, спасший орла от гибели, мог получить от божества "камень счастья", дающий богатство. "Ко всем хищным птицам якуты вообще относятся с некоторой боязнью, почтением", - писал В. Ионов (1913). Но по отношению к орлу это чувство перешло в религиозное уважение. Орел может наслать какую-нибудь беду на обидчика. Как-то четверо якутов, возвращаясь из Охотска, убили какую-то птицу и съели ее. Только присмотревшись, обнаружили, что съели орла. И кто какую часть съел, у того та часть тела и заболела. Кроме того, они потом часто слышали клекотание орла, им чудились везде его кости. Один политический ссыльный убил орла. Вскоре у него пропал конь, и сам он заболел. Для орла, прилетевшего к дому якута, самый бедный человек не пожалеет своей последней скотины, дабы накормить благодетеля. Орлы часто являлись к жилищу якута на зимовку. В таких случаях хозяин половину своего скота скармливал орлу. Уходя весной из юрты, орел клекотом благодарил хозяев, и в таких случаях они быстро и необычайно богатели. У якутов орел - чувствующее, понимающее и могучее существо. Его посещение означает рост благосостояния - лишь бы не прогневить его, доставить все, что ему требуется. Мертвого орла необходимо с почетом похоронить как человека, на столбе или дереве. Орел у этого народа еще родоначальник и творец шаманов.

Увидеть орла - счастливая примета. Он - специальный страж человека. Не только орел считается неприкосновенным, но и скотина, им задранная. Разгневанный орел посылает различные болезни. У хантов считалось священным дерево, на котором орлы несколько лет подряд гнездились. Строго запрещалось ломать гнездо или рубить дерево. Случайно найденное перо орла крепилось на самом почетном месте в чуме. У бурят орел также не просто тотем одного из родов, но и первый шаман, сын хозяина острова Ольхон, божество озера Байкал. Считается, что шаманская наука - дар орла. Он символ небесного знания и небесного происхождения шаманов. Буряты молились этой птице, приносили ей жертвы. Мясо развешивалось на дереве, и орлы поедали его. Убивать и просто причинять вред орлу запрещалось. По представлениям бурят, орел - это сила, которая является источником бытия всех живых существ и управляет их судьбой. Именно он наделяет их сознанием вместе с жизнью, а затем отбирает во время смерти. Орел является символом высшей силы, он не воспринимается обычными органами чувств.

Как считают бурятские шаманы, орла способны воспринять только видящие, то есть люди, которые обрели целостность самих себя (Никифорова, 1997). Айны также поклонялись орлам как богам, просили защитить народ от напастей. Священной птицей был у них и ястреб (Фрэзер, 1980). Тотемическое почитание орлов до сих пор отмечается у народов - "сыновей Солнца": якутов, австралийцев, североамериканских индейцев. Беркут - помощник шамана (телеуты, алтайцы); тотем рода (якуты); приносят в его честь жертвы (алтайцы). Кречет -главный тотем, амулет у эскимосов. Коршун у тунгусов и самагиров - священная птица, его хоронили как человека. Орел - носитель счастья (ненцы), его не убивают (зыряне, ламуты, кеты, мезень), орел дарит огонь людям (шорцы), он помощник шамана (энцы), священная птица (лопари, алтайцы, якуты), основатель человеческого рода (якуты, орочи), тотем (эвенки, алеуты). Беркут - священная птицы у навахо (Зотова, 1999) и многих других индейских племен. У финнов Калев, бог, давший имя стране Калевалы, был принесен в страну в клюве орла, да и сам он - тоже орел.

Орел - символ победы над неприятелем, но вместе с тем и один из главных элементов в птицеволхвовании. Мать называет своих сыновей сизыми орлами, а девица своего возлюбленного - сизокрылым орлом. Полет орла - символ быстроты. Орлы, товарищи казаков, сопровождают их в походы в степях. Орел приносит горестные вести родителям убитого казака. По другой песне, казак встречает орла и спрашивает, как дела у него дома. Орел отвечает, что милая даже заболела от тоски по нему. А потом летит к дому казака и извещает его родных о скором прибытии героя.

По тунгусской легенде, во время всемирного пожара спаслись лишь орел, мальчик и девочка. По индейской - во время всемирного потопа - лишь орел и женщина. От них и пошли все краснокожие. Культ орла сохранился в Индии и Персии в различных обрядах. По их легендам, орел - носитель грома - никогда не поражается молнией. Не меньшим почетом пользовались хищные птицы у казахов и киргизов. Убить орла считалось у казахов большим грехом, его прилет праздновался большим обедом. Кречеты являлись на востоке символом бесстрашия. Кстати, орел у казахов, наравне с фламинго, и сейчас считается самой любимой птицей. У казахов и киргизов Каракус (черная птица, богатырь черная птица) - орел, беркут - огромная птица, которая в благодарность за спасение своих птенцов от дракона помогает герою. Орел, беркут у этих народов - священная птица, помощник шаманов. В Индии огонь принес орел. У католиков орел - символ силы и разума. В Средней Азии очень ценились ловчие беркуты. Охотники с беркутами - беркутчи - и знатоки ловчих птиц - сынчы - были уважаемыми людьми. Их могли привлекать даже для магической помощи людям. Например, по представлениям киргизов, беcплодная женщина может родить ребенка, переспав с беркутчи или сынчы. Считалось, что чем ярче полыхает в глубине глаз беркута огонь, тем он смелее, сильнее и добычливее. Причем, по поверьям казахов, пламень в глазах ловчего беркута окрашивается в разные цвета, в зависимости от вида добычи, замеченной птицей. Таким образом, по мнению беркутчи, орел предупреждает своего хозяина о характере замеченной добычи.

В фольклоре встреча во сне ловчей птицы трактуется как предзнаменование значительных событий, например, рождения детей у бесплодных родителей. Умершую ловчую птицу хоронили. При изъятии птенцов из гнезда для последующего их воспитания раньше охотники придерживались непреложного правила: не оставлять его пустым, единственного птенца забирать было нельзя. Брали столько, сколько нужно для охоты. Лишь наши современники считают, что можно забирать всех птенцов (Симаков, 1998). Убить ловчую птицу считалось тяжким грехом, да и вообще нельзя было убивать беркутов или соколов. Если это сделано вблизи аула, то считалось тяжким оскорблением для всех его жителей. Птицы с белым или просто со светлым оперением и вовсе считались священными (кречеты, тетеревятники). Считалось недопустимым причинять вред или оскорблять человека, держащего на руке белую ловчую птицу. Выражение "ак санкар" (белый кречет, в переносном смысле - солнце, день) было образным титулом ханов Туркестана (Дементьев, 1935; Симаков, 1998).

Г.Н. Симаков (1998) приводит интересную легенду с озера Иссык-Куль, характеризующую взаимоотношения беркута и его хозяина. У знаменитого сынчы и беркутчи Оболбека был беркут. Когда он охотился с ним, тот брал лису и смотрел на хозяина долгим мрачным взглядом или не брал добычи и также долго и пристально смотрел на охотника. Однажды после неудачной охоты Оболбеку объяснили, что у него не простой беркут, а аристократ, что его зовут Мырза конур (мрачный Господин). Чтобы он перестал загадочно смотреть на охотника и был добычливым, хозяин его должен богато и красиво одеваться, выезжать на охоту на хорошем коне, иначе беркут не будет уважать его и станет считать хозяина своим рабом. После этого дела пошли на поправку, беркут перестал мучить хозяина загадочным взглядом и стал энергично охотиться. Беркутчи Киргизии рассказывают, что ловчий беркут в обращении требует твердой, но при этом ласковой руки. Его ни в коем случае нельзя бить или как-либо обижать. За это птица обязательно отомстит, напав в неожиданный момент на охотника (Симаков, 1998). Как видим, и в неволе орлы остаются аристократами неба.

(продолжение статьи следует)

(Источник статьи - http://kekz.boom.ru/trad/trad6.htm - В.Е. Борейко и В.Н. Грищенко "Экологические традиции, поверья, религиозные воззрения славянских и других народов" Том 2. Птицы. )