Ядерные транспортировки: где и как в России они осуществляются, какую опасность представляют

Начинается распространение документа, который поможет населению России получить необходимую информацию о том, насколько опасны транспортировки ядерных материалов, где можно получить о них информацию и что делать в случае аварии.

План ввоза ядерных отходов ценой 20 млрд. долл. является чрезвычайно опасным, считают зеленые.

Международная экологическая группа «Экозащита!» и Антиядерная кампания Социально-Экологического Союза начинают распространение нового документа, информирующего об опасности, которую могут представлять транспортировки радиоактивных веществ и ядерных материалов. Документ составлен по принципу вопросы-ответы и содержит информацию о том, по территориям каких регионов осуществляются ядерные транспортировки и какую опасность они могут представлять для населения, являются ли контейнеры действительно безопасными, какова законодательная база для осуществления ядерных транспортировок.

«Ядерные транспортировки несут в себе серьезную опасность. Вместо информирования населения о том, как себя вести в случае серьезной аварии, государственные органы создали информационный вакуум в этой теме. Именно это послужило толчком к созданию специального информационного документа о ядерных транспортировках, который мы будем распространять в российских регионах», - говорит Владимир Сливяк, сопредседатель группы «Экозащита!»,соавтор первого независимого исследования по вопросу безопасности ядерных транспортировок в России (опубликованного в 2001 г.), которое выявило множество аварий, а также еще более серьезную потенциальную опасность перевозок радиоактивных материалов в России.

В июне 2001 года президент РФ В.Путин одобрил законы, позволяющие ввозить в Россию ядерные отходы (отработавшее ядерное топливо - ОЯТ). Министерство по атомной энергии обещало в случае принятия этих законов прибыль государственному бюджету в размере 20 млрд. долл. в течение ближайшего десятилетия. Эта инициатива атомной индустрии, в случае ее реализации, вызовет увеличение количества транспортировок ядерных отходов - для ввоза 20 тыс. тонн ОЯТ необходимо будет сделать от 600 до 700 рейсов или 1-2 рейса каждую неделю на протяжении 10 лет. Каждый поезд должен будет преодолеть на малой скорости несколько тысяч километров только по территории России (Транссибирская магистраль, а также другие дороги). Угроза происшествий возникает по двум причинам: плохое качество железных дорог и контейнеров и террористическая угроза. Фактически, скрыть движение поезда от хорошо организованной террористической группы представляется малореальным из-за медленной скорости и большой протяженности маршрутов.

Кроме того, аварийность российских ж/д дорог является очень высокой - например, в ноябре 2001 года, в непосредственной близости от поезда, перевозившего ядерные отходы из Болгарии, на Транссибирской магистрали случилось крушение товарного состава.