Авария в Удмуртии  — репетиция трагедии на Байкале?

Вопреки заявлениям «Транснефти» и проводимой политикой игнорирования и блокирования информации о негативных последствиях ее деятельности, аварии на магистральных нефтепроводах России были, есть и будут. Их причиной могут быть технические проблемы, ошибки персонала, деятельность похитителей нефти, террористические акты, катастрофические природные явления. Об этом говорили сегодня в Независимом пресс-центре представители Гринпис и Международного Социально-Экологического союза (МСоЭС) побывавшие в Удмуртии на месте ликвидации последствий разлива нефти на нефтепроводе ОАО «Северо-Западные магистральные трубопроводы» — подразделения компании «Транснефть».
Количественные оценки разлива до сих пор существенно отличаются друг от друга. Сразу после аварии говорилось о 70 тоннах. 3 февраля 2006 года на сайте Минприроды было заявлено, что объем разлившейся нефти составил 3200 тонн, половина из которых попала на лед реки Медла. Эта река является притоком р. Чепца, которая используется для водоснабжения г. Глазов. Оценка на местности подтверждает, что речь идет о крупной аварии, которая произошла во время проведения плановых ремонтных работ. Объемы разлива явно превышают первоначально заявленные несколько десятков тонн. На площади несколько гектаров идет вырубка леса, сбор и вывоз загрязненного грунта, выжигание разлитой нефти. На ликвидацию последствий аварии компания «Транснефть» мобилизовала значительные силы. Благодаря очистным работам пока удается сдерживать видимое перемещение нефти по поверхности реки Медла. Однако высокое содержание нефтепродуктов в воде этой реки ниже боновых заграждений показывает, что наиболее подвижные фракции нефти беспрепятственно переносятся по течению.

К сожалению, группа Гринпис не смогла полностью выполнить все запланированные исследования, так как ее работа была активно блокирована службой безопасности «Транснефти». Представители компании потребовали покинуть территорию разлива, под предлогом того, что для съемок необходимо «специальное разрешение». Ранее с такими же проблемами сталкивались и съемочные группы различных телеканалов, хотя сразу после аварии республиканская прокуратура официально предупредила компанию, что каждый подобный факт будет рассматриваться, как противозаконная попытка сокрытия информации. По-прежнему много вопросов вызывает контроль и общая организация очистных работ. Обширный участок поймы реки Медла выжжен и перекопан. Идет вывозка и складирование огромного количества загрязненного грунта, безопасность хранения которого после окончания морозного периода также вызывает серьезные вопросы. Вообще говоря, «Транснефти» элементарно повезло. Нефть попала на лед и мерзлый грунт. Если бы авария такого масштаба произошла в теплое время года, это была бы региональная экологическая катастрофа. Ситуация с этим разливом типична для деятельности «Транснефти». До сих пор на Интернет сайте компании отсутствуют не только комментарии, но и какое-либо сообщение о самом факте аварии. Это устоявшаяся информационная политика идет на фоне многочисленных разливов нефти в сотни и тысячи тонн. Все это ставит под сомнение утверждения компании «Транснефть» о том, что при строительстве нефтепровода менее чем в километре от Байкала, она сможет обеспечить его безаварийную работу. Именно по этим причинам большинством экспертов государственной экологической экспертизы проекта ВСТО в конце января 2006 года было принято решение о недопустимости прокладки нефтепровода по берегу Байкала. Решение экспертов не удовлетворили руководство Ростехнадзора. В результате, как и предупреждал один из руководителей рабочих групп экспертной комиссии Геннадий Чегасов, недавно принято ничем не мотивированное решение о продлении срока проведения экспертизы и включении в состав комиссии большой группы дополнительных экспертов. Гринпис надеется, что дополнительные данные о разливах нефти в Удмуртии и других регионах будут учтены экспертами нового состава. Эксперты Гринпис готовы к открытому и всестороннему диалогу с учеными и специалистами, входящими в экспертную комиссию. Ошибиться сейчас нельзя – рисковать Байкалом преступно! Некоторые крупные разливы нефти из магистральных трубопроводов в 2004-2006 гг. (по сообщениям российских средств массовой информации).

15 февраля 2004 года в 50 км от Перми на нефтепроводе «Пермь — Альметьевск» (ОАО «Северо-западные магистральные нефтепроводы» — «Транснефть») произошел разлив нефти объемом 200 т. Через две недели поступило уточнение, что объем разлива может составлять от 200 до 6000т.

17 февраля 2004 года в Курском районе Ставропольского края обнаружен разлив нефти из трубопровода «Малгобек – Тихорецк». Причина — незаконная врезка. По официальным данным объем разлива составил 150 т, площадь загрязнения — 2 га.

23-24 апреля 2004 г. разлив нефти и пожар в Михайловском районе Волгоградской области на магистральном нефтепроводе «Самара – Лисичанск». Высота пламени достигала 50 м. Огонь удалось потушить только через 20 часов, после того, как большая часть разлившейся нефти выгорела.

24 апреля 2004 года около села Жилинка Бузулукского района Оренбургской области произошел разлив нефти. Причина — незаконная врезка в трубопровод компании АК «Транснефть». Объем разлива — 1000 т. На очистных работах задействовано 29 единиц техники и более 100 человек.

10 мая 2004 года в районе станицы Кисляковской Краснодарского края вылилось 300-400 кубометров нефти из магистрального трубопровода «Лисичанск-Тихорецк». Причина — разрыв по шву трубы.

5 июня 2004 г. в Нефтекумском районе на Камышбурунской станции ОАО «Черноморсктранснефть» в результате срабатывания взрывных устройств поврежден резервуар объемом 5000 кубометров. Вытекшая нефть загорелась. К ликвидации пожара было привлечено более 400 человек и 40 единиц техники.

20 июня 2004 года на трубопроводе Тихорецк — Баку из-за подрыва произошла утечка нефти по первоначальным сообщениям объемом в 60 т. Ранее, 24 мая 2004 года его уже взрывали одновременно с проходящим рядом газопроводом. Через неделю сообщили, что перекачка нефти по маршруту Баку — Новороссийск остановлена, а объем разлившейся и загоревшейся нефти оценивается в 850 кубометров.

14 октября 2004 года около деревни Буньково (30 км от г. Иваново) начался пожар на месте разлива нефти из магистрального трубопровода Нижний Новгород — Ярославль. Возникла угроза для проходящего рядом магистрального газопровода. Для тушения пожара было привлечено 26 единиц техники и 107 пожарных. Официально заявленный объем разлива — 50 т нефти.

14 октября 2004 года на 236 км магистрального трубопровода «Альметьевск—Куйбышев» в Самарской области из-за незаконной врезки произошел разлив нефти, которая попала в реку Патовку. Собрано 50 т разлившейся нефти.

14 ноября 2004 г. в Зиминском районе Иркутской области произошел разрыв нефтепровода ОАО «АК Транснефть», в результате чего нефть стала фонтанировать в высоту до 30 м. 16 ноября 2004 года зам начальника ГУ ГОЧС Иркутской области Валерий Перфильев сообщил, что площадь загрязнения составила 6 га, объем разлива оценен в 5 тысяч кубометров. К счастью, разлившаяся нефть перетекла в расположенный рядом песчаный карьер площадью 4 га.

На этом фоне пресс-центр компании «Транснефть» в разделе «Новости Компании» 15 ноября 2004 года разместил удивительное заявление: «Около 17 тонн нефти вылилось в результате разрыва трубопровода диаметром 700 мм на магистрали в Зиминском районе Иркутской области. Ведутся работы по устранению разлива. Угрозы попадания нефти в водоемы нет… Сообщения ряда средства массовой информации со ссылкой на МЧС о якобы утечки пяти тысяч тонн нефти не соответствуют действительности». Тем не менее, 17 ноября 2004 года на заседании областной комиссии по чрезвычайным ситуациям было сообщено что на месте аварии уже собрали 1, 5 тысяч т нефти. Причиной разрыва трубопровода названа деятельность неизвестного экскаватора. 20 февраля 2005 года во время ремонтных работ ООО «Транссибнефть» в районе с. Старый Боготол Красноярского края произошел разлив нефти. В результате оказались загрязненными 45 земельных участков жителей села Старый Боготол, а также ручей Боготольчик. 9 марта 2005 года в Кинельском районе Самарской области произошла утечка 100 кубометров нефти из неработающего резервного магистрального нефтепровода «Колтасы — Куйбышев». Его владельцем является ОАО «Северо-Западные магистральные нефтепроводы». Причина утечки — незаконная врезка. 28 июня 2005 года на нефтепроводе «Дружба» в Кузоватовском районе Ульяновской области вследствие незаконной врезки произошла утечка нефти. По одним источникам его площадь составила около 1500 кв. м. По другим — фонтан нефти высотой 15 м бил в течение суток и площадь загрязнения составила 4000 кв. м. Местами нефть пропитала в почву на глубину до 30 см. – это могло произойти в случае, если разлилось несколько сотен тонн нефти. 7 августа 2005 года из нефтепровода Хадыженск — Псекупская вследствие незаконной врезки произошла утечка около 100 т нефти. Загрязнено несколько километров водоотводного канала. 23 ноября 2005 года около села Предметкино в Кемеровской области в течение нескольких часов из магистрального трубопровода Анжеро-Судженск — Красноярск (ОАО «Транссибнефть») бил фонтан нефти. По официальным данным объем разлива составил 350 кубометров. Загрязнено 2, 5 га леса. Нефть разлились на 150 м вдоль полотна Западно-Сибирской железной дороги, на которой несколько часов было остановлено движение поездов. Одна из версий причин аварии — воздействие экскаватора, другая — изношенность трубопровода. 30 января 2006 года в Дебесском районе республики Удмуртия на магистральном нефтепроводе Холмогоры — Клин ОАО «Северо-Западные магистральные трубопроводы» вследствие нарушений при проведении ремонтных работ ударил фонтан нефти высотой более 30 м. Первоначальные оценки объема разлива — 50-70 т. 3 февраля на интернет-сайте Минприроды было размещено сообщение о том, что объем разлива превысил 3000 т из которых половина попала на лед реки Медла – приток р. Чепца. В связи с этим могут возникнуть проблемы для расположенного вниз по течению г. Глазов.

Подготовлено А. Ю. Григорьевым, экспертом Международного Социально-Экологического Союза.

Greenpeace. ru 

Интересное по теме

Leave a Comment